Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

Зачем нужен слуховой аппарат после кохлеарной имплантации: врач-сурдолог беседует со специалистом по реабилитации

После того как слабослышащий ребенок проходит процедуру кохлеарной имплантации, у родителей возникают сомнения: все позади, зачем нужно продолжать носить слуховой аппарат на втором ухе? Вопросы, которые могут возникнуть в такой ситуации, задает Антон Юрьевич Прошин, врач сурдолог-оториноларинголог сети медицинских центров МастерСлухТМ. А отвечает на них Ольга Викторовна Зонтова, методист по реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР.

Ольга Викторовна Зонтова – методист по реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР



Антон Прошин: Самый первый вопрос, который всегда задают родители: стоит ли снимать слуховой аппарат после кохлеарной имплантации? И как долго после операции вы рекомендуете продолжать его использовать?
Ольга Зонтова: Если у ребенка есть слуховой аппарат, я рекомендую его не снимать после кохлеарной имплантации (КИ), а носить. Даже если специалист по настройке речевого процессора (РП) рекомендовал временно этого не делать. Не использовать функционально, а именно носить (без батарейки), чтобы ребенок не отвык от ощущения аппарата на ушке. Позже, когда специалист по настройке РП разрешит использовать слуховой аппарат, его можно будет включить.
При этом нужно учитывать, что к любому ребенку необходим индивидуальный подход, чтобы объяснить, почему слуховой аппарат временно использовать не нужно. Для некоторых пациентов с позитивным опытом отказаться от него будет достаточно сложно.
Если же у ребенка нет слухового аппарата, я рекомендую озаботиться этим вопросом в самое ближайшее время.
Антон Прошин: Как организовать оптимальный режим ношения слухового аппарата после кохлеарной имплантации?
Ольга Зонтова: Режим ношения слухового аппарата после кохлеарной имплантации, на мой взгляд, должен быть индивидуален для разных групп детей. Например, те, кто ранее их не использовал, могут первое время носить лишь систему кохлеарной имплантации.
Тем детям, которые уже имеют опыт достаточно эффективного использования слуховых аппаратов, я рекомендую на первоначальном этапе реабилитации на занятиях использовать оба технических устройства как отдельно, так и вместе. Также слуховой аппарат будет нужен в ситуациях организации слухоречевого взаимодействия: на уроках, занятиях дома, в беседах с друзьями, при просмотре телевизора и т. д. В обычной жизни и в быту достаточно одной системы кохлеарной имплантации, но слуховой аппарат (без батарейки) нужно продолжать носить.

Антон Юрьевич Прошин во время настроечной сессии с пациентом



Антон Прошин: Какие звуки ребенок лучше понимает и различает, если продолжать использовать слуховой аппарат после кохлеарной имплантации?
Ольга Зонтова: Если у ребенка одна система кохлеарной имплантации, я всегда рекомендую использовать на второе ушко слуховой аппарат (при наличии такой возможности). Так ребенок лучше локализует источник звука в пространстве, может различать речь при изменении направления звучания, воспринимает речь в сложных акустических условиях (в том числе в шуме и с повышенным уровнем реверберации), воспринимает низкочастотные звуки более естественным образом. При этом улучшается разборчивость речи в группе/классе, на улице, понимание речи в шуме, восприятие и воспроизведение интонации и другие аспекты. Так ребенок лучше и эффективнее осваивает речь, начинает ее понимать, а потом и сам говорить.

Ольга Зонтова: «При совместном использовании системы КИ и слухового аппарата ребенок лучше и эффективнее осваивает речь, начинает ее понимать, а потом и сам говорить»



Антон Прошин: Как быстро происходит адаптация к слуховому аппарату после кохлеарной имплантации?
Ольга Зонтова: Сроки адаптации к слуховому аппарату после кохлеарной имплантации очень индивидуальны для каждого конкретного ребенка. Процесс зависит от многих факторов, в том числе от пластичности коры головного мозга.
Если до этого у ребенка был длительный позитивный опыт использования слухового аппарата, процесс строится наоборот – ему требуется время для привыкания к процессору кохлеарного имплантата. С такими детьми очень важно проводить занятия по слухоречевому развитию отдельно в процессоре системы КИ. Когда уровень слухового развития будет повышаться, можно приступать к совместному использованию двух технических устройств на обоих ушах. Но при этом все равно важно периодически проводить тестирования и занятия отдельно на каждое ухо.
Детей без слухового опыта на первоначальном этапе легче всего адаптировать к слуховому аппарату после кохлеарной имплантации. При этом рекомендуется использование двух технических средств как одномоментно, так и по очереди.
Гораздо сложнее приучить ребенка к слуховому аппарату после кохлеарной имплантации на последующих этапах реабилитации. Если ребенок долго не использовал слуховой аппарат, очень сложно вызвать даже реакцию на те или иные звуки в нем, что говорит о низком уровне сформированности слухового внимания. В таком случае я рекомендую начинать с более грубых и громких звуков, чтобы изначально вызвать просто слуховые ощущения хотя бы в низкочастотной области неречевых звуков. После этого можно переходить к речевым, после – к слуховому анализу, сначала по грубым признакам, постепенно переходя к тонким дифференцировкам. Еще раз подчеркну: такая ситуация в реабилитации является одной из самых сложных, когда ребенок долго не использовал одно из ушей, в данном случае – не носил слуховой аппарат.
Антон Прошин: Как часто требуется настраивать слуховой аппарат под систему кохлеарной имплантации?
Ольга Зонтова: Я считаю, что настройки (и слухового аппарата, и системы кохлеарной имплантации) нужно производить лишь по мере их необходимости. Она может быть выявлена по жалобе самого ребенка или в результате сурдопедагогического тестирования, которое я рекомендую проводить время от времени. Конечно, техническое тестирование слухового аппарата и системы кохлеарной имплантации также необходимо производить исходя из рекомендаций специалиста.
На мой взгляд, если часто делать настройки, меняя различные параметры, то высокого уровня слухоречевого развития будет сложно добиться. После каждой корректировки ребенку приходится адаптироваться к новым слуховым ощущениям. Поэтому, если нет жалоб и необходимости, настройку делать я не рекомендую.

Ольга Зонтова: «Настройки слухового аппарата и системы КИ нужно осуществлять по мере необходимости»



Антон Прошин: На что еще нужно обратить внимание при использовании слухового аппарата после кохлеарной имплантации?
Ольга Зонтова: Очень часто родители спрашивают, какой фирмы аппарат им лучше выбрать. Но мне кажется, что модель должна прежде всего соответствовать определенным техническим критериям, о которых гораздо лучше смогут рассказать сурдологи и специалисты по настройке.
Антон Прошин: Ольга Викторовна, спасибо вам за беседу.
Ольга Зонтова: Рада была помочь.