Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

5 наивных вопросов о жестовом языке

Кому, зачем и с какого возраста нужно изучать жестовый язык, не утратил ли он актуальность с развитием слухопротезирования и другие.

Интересно, о чем они говорят?



Что такое дактиль? Это язык глухих?

Дактиль – жестовая азбука, когда при разговоре каждой букве соответствует определенный жест. Люди, далекие от мира глухих, иногда ставят знак равенства между дактилем и жестовым языком. На самом деле жестовых языков в мире много, а пользоваться одной только азбукой в живом разговоре все равно не получится. В каждой стране, более того – в разных регионах, общение глухих и слабослышащих с помощью жестов имеет свои особенности. Одно и то же слово, понятие может быть обозначено по-разному. Плюс активно используется артикуляция – это когда люди, разговаривающие без звуков, четко воспроизводят губами слова. Это удобно, потому что глухие обычно натренированы читать по губам в общении с хорошо слышащими.
Жестовый язык может показаться невероятно сложным тем, кто впервые увидел, как его используют, и попытался понять его логику. На самом деле он очень практический, приживается в нем только то, что реально нужно, и активным пользователям он удобен. А еще у языка глухих – своя грамматика. Но это уже детали.

Зачем нужен жестовый язык, когда есть слуховые аппараты и кохлеарные импланты, которые компенсируют потерю слуха?

  • Во-первых, так было не всегда.
Кохлеарную имплантацию изобрели несколько десятилетий назад, не сразу она завоевала популярность, да и сегодня далеко не всем показана, не является панацеей.
Использованию слуховых аппаратов, конечно, уже века, но и с ними тоже не все так просто. Ведь стоит снять прибор, и ты вновь перестаешь слышать, а ситуации бывают разные: аппарат не подошел, нет возможности настроить, сели батарейки, ты попал в условия, когда протезы лучше не использовать, заболел и т. п. Всегда выручит жестовое общение!
  • Во-вторых, найдется немало тех, кто просто не испытывает потребности ни в имплантах, ни в слуховых аппаратах. По личным соображениям такие люди предпочитают созранять верность своим идеалам (и своей “касте”), нежели пользоваться новейшими достижениями техники и медицины. Культура глухих многообразна. Можно вполне прожить жизнь, даже при отсутствии звуков вокруг. Жестовый язык во все времена прекрасно дополнял коммуникацию слабослышащих, заменяя обычную речь.
  • В-третьих, есть люди, которые (по разным причинам) смогли пройти коррекцию слуха уже по окончании возраста речевого развития. КОра их мозга сформировалась в “тишине”. Они могут слышать, но, увы, уже не смогут говорить… Таких людей мало, но они есть. Либо - встречаются нарушении речи, которые не связаны с глухотой, то есть, коррекция слуха никак не поможет. Язык же жестов – универсален.

Все ли глухие и слабослышащие изучают жестовый язык и с какого возраста?

Специально – не все. Но обычно это получается само собой даже без особого желания, если в семье есть глухие взрослые. Прекрасно слышащий ребенок автоматически приспосабливается к способу общения, принятому у родителей. Что уж говорить о малыше с нарушениями слуха. С помощью жестов слабослышащие дети любят разговаривать в коллективе, нередко даже логопеды и сурдологи используют жесты, как вспомогательную методику.

Бывает ли такое, что жестовый язык изучают хорошо слышащие люди, и зачем они это делают?

Конечно, да, и это не такая редкость, как можно подумать поначалу.
  • Во-первых, чтобы лучше общаться с глухим родным или близким человеком.
  • Во-вторых, для работы сурдопереводчиком.
  • В-третьих, может быть просто интересно, это как изучать любой иностранный – очень развивает мышление. Кстати, языку жестов ученые-натуралисты с успехом обучают … больших человекообразных обезьян! Чтобы общаться с ними.

У моего ребенка проблемы со слухом. Нужно ли ему обязательно изучать жестовый язык? Тем более, что семья нацелена на операцию?

Мы уверены в том, что малыш, физический слух которого компенсирован техническими средствами реабилитации - кохлеарными имплантами или слуховыми аппаратами - должен развиваться с опорой на все каналы восприятия. И слух, и речь, и зрение и осязание очень важны. Не стоит выделять что-то одно, но стоит - развивать их все! Жестовый язык, как и любой иностранный, можно выучить по желанию. Для расширения кругозора и дополнительного развития. Но не использовать этот канал общения, как основной. Как правило, после кохлеарной имплантации или подбора слуховых аппаратов, актуален вопрос скорейшей адаптации к миру звуков, чтобы не было нарушения в развитии.