Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

«Вы врач, вы и лечите!» – к чему приводит перекладывание ответственности на медиков и неспособность управлять эмоциями


Когда ребенок заболевает, у родителей появляется желание переложить ответственность за его здоровье на кого-то другого. Мишенью становится врач: в нем видят человека, способного решить проблемы семьи. Поэтому пока специалист подбирает ключик к маленькому пациенту, родители сосредотачиваются на собственных эмоциях и отстраняются от диагностики и следующих за ней коррекции слуха и реабилитации.
Ни опытный врач, ни команда сурдопедагогов, логопедов и слухопротезистов не сделает из ребенка полноценного члена общества. Да, специалисты могут многое: понять причины потери слуха, определить оптимальный «маршрут» коррекции, подобрать технические средства реабилитации. Педагоги – увлечь малыша занятиями и развивающими играми. Но ни в одном медицинском центре вам на предоставят такой услуги: оставляете на рецепции ребенка с проблемой, а через время забираете здорового, реабилитированного – слышащего и говорящего маленького человека, которому ничто не мешает дальше идти по жизни своей дорогой.
Способность к коммуникации дарит ощущение комфорта, безопасности, успеха. В конечном итоге она зависит от воспитания, количества и качества реабилитационных занятий, поддержки родных. Если комплексного подхода нет – результата тоже не будет.
Расскажем, почему родители несут ответственность за развитие ребенка с тугоухостью и глухотой, о том, как эмоции могут навредить реабилитации и как относиться к ребенку со сниженным слухом.

Как родители проявляют эмоции и к чему это приводит

Первая реакция на новость, что ребенок не слышит, – страх и отрицание: «Это какая-то ошибка, не может быть!» Родителям больно от осознания, что жизнь уже не будет прежней, от страха за жизнь малыша, за будущее. Как жить дальше? А что если папа нас бросит, разлюбит малыша за то, что он такой? Где взять деньги? Ведь на развитие ребенка понадобится больше ресурсов.
Первые недели после постановки диагноза родители в шоке. Они жалеют себя, ищут других врачей, а о положительном исходе реабилитации даже не хотят слышать. И почти не думают о ребенке и его переживаниях.
Все это очень сильно осложняет задачу врача и сурдопедагога. Напуганный истеричными нотками в голосе мамы, малыш плохо реагирует на манипуляции, закрывается, не идет на контакт. В таких случаях имеет значение опыт взаимодействия врача с родителями и уровень его харизмы. С маленьким пациентом почти всегда можно договориться, если его родители спокойны и рассудительны. Поэтому в первую очередь специалист старается «стабилизировать» маму и папу.
Истерика – не самое скверное проявление эмоций. Хуже, когда ее заменяет жажда деятельности, поиск «лучшего варианта». Родители возят малыша по «знатокам» (в том числе – шаманам, бабкам, травникам), не отдавая себе отчета в том, что теряют время. И разрывают эмоциональный контакт с лечащим врачом. Ребенок вынужден привыкать к новым сурдологам и педагогам, причем каждому следующему специалисту он доверяет все меньше. Это плохо, так как доверие между пациентом и врачом – один из факторов успешного лечения.

Мужчина поддерживает свою тугоухую дочь – он набил татуировку в виде кохлеарного импланта, чтобы девочка не чувствовала себя одинокой



Почему нельзя начинать лечение, если родители психологически не готовы

Когда стюардесса перед взлетом проводит инструктаж по безопасности, она акцентирует внимание на том, что кислородную маску нужно надеть сначала на себя, а после на ребенка. В противном случае родитель потеряет сознание. И тогда шансы на спасение уменьшатся не только у него, но и у малыша.
Перед началом курса лечения, в который входит коррекция слуха и последующая реабилитация, важно проработать эмоции, систематизировать ожидания и возможности, научиться принимать на себя ответственность за результат ребенка.
Если есть деньги, лучше сходить к психотерапевту. Если такой возможности нет, проговорить мысли с близкими, начать вести дневник или даже блог. Кстати, последний совет – не блажь, среди мам слабослышащих детей – немало успешных блогеров и даже авторов книг. Нередко мамы сами становятся педагогом для своего ребенка.
«Головную боль» доставляют родители, плотно «застрявшие» на стадии отрицания. Они не верят диагнозу, отказываются от всех предложенных стратегий лечения, не выполняют рекомендации или выполняют их небрежно. В итоге страдает ребенок. И рождаются обиды и жалобы на то, что «ничего не получилось, наверное, специалист был не опытный».
В юном возрасте компенсаторные функции организма действуют намного эффективнее, чем в зрелом. Запущенная тугоухость приводит к сложностям в социализации и психологическим травмам у ребенка. Приведем пример: среди наших пациентов в Кургане есть мальчик Кирилл, родившийся с глухотой. Сейчас ему уже 7 лет, он – победитель многочисленных Олимпиад по математике, обладатель взрослого разряда по шахматам. Улыбчивый и очень разговорчивый маленький мужчина. Если бы не усилия родителей, вряд ли этим способностям суждено было проявиться.

Тугоухость мешает ребенку проявить свои таланты, начать лечение как можно быстрее – в интересах вашего малыша



Как родителям относиться к ребенку с тугоухостью

Иногда родители ощущают чувство вины перед ребенком. Чтобы загладить его, они включают режим гиперопеки: покупают малышу много игрушек и техники, возят на курорты. Бывает, что за всем этим совершенно забывается главное: дисциплина в занятиях, консультациях и коррекции настроек, соблюдение рекомендаций, включенных в программу реабилитации.

Относитесь к ребенку так, будто у него нет диагноза. Напоминайте о том, что он плохо слышит, только когда есть угроза его безопасности



В других случаях родители уделяют много времени занятиям, но сторонятся разговоров о диагнозе. Игнорирование проблемы травмирует психику: когда ребенок встречается со сверстниками, он замечает свою особенность. Если реакция на слуховой аппарат у других детей неадекватная, малыш приобретает комплексы и чувство неполноценности.
Мама, папа и родственники должны корректировать отношение к ребенку и подстраиваться под ситуацию. Где-то оставаться любящими и мягкими, где-то твердыми и строгими. Неизменным будет одно: любовь, поддержка, честные разговоры.
Слабослышащий ребенок требует большей вовлеченности в его повседневную жизнь. Он дольше взрослеет и формирует привычки. Врач влияет на его физическое и душевное здоровье лишь эпизодически: основная работа по реабилитации ложится на плечи мамы и папы. Только в их силах сделать жизнь ребенка полноценной.