Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

Зачем ребенку с кохлеарным имплантатом нужен слуховой аппарат на второе ухо

Часто после кохлеарной имплантации у родителей появляется вопрос: нужно ли носить слуховой аппарат на втором ухе. В большинстве случаев ответ положительный. Кохлеарная имплантация помогает слышать даже самые тихие звуки, включая речевые, это дает возможность к полноценному развитию речи. Однако с односторонним слухом возникают трудности в определении источника звука, в понимании речи в шумной обстановке, понимании речи при общении с несколькими собеседниками.

Аппарат совершенствует способность ориентироваться в пространстве, так как слуховая ориентация возможна лишь при биноуральном слухе, а также снижает слуховое утомление.

Встречаются исключения. Например, нет смысла стимулировать второе ухо с тотальной глухотой.

Чтобы вы понимали, нужно ли вашему ребенку надевать слуховой аппарат на второе ухо, мы расписали показания, рассказали про период адаптации и дали рекомендации для реабилитации дома.

Кому и зачем носить слуховой аппарат на втором ухе после КИ

Принципы бинаурального слуха должны быть сохранены и при односторонней КИ, это основа полноценной жизни человека.

Причин носить слуховой аппарат несколько:

  1. Локализация звука. Возможность использовать пространственный слухС КИ ребенок не понимает, откуда раздается звук. Определить его направление (справа, сверху, сзади и пр.) возможно только при совместном использовании речевого процессора и слухового аппарата.
  2. Стимуляция мозга. Двухстороннее поступление звука в мозг стимулирует «слуховую зону» коры головного мозга, исключая ее депривацию. Если слух на здоровом ухе исчезнет и придется ставить второй имплантат, адаптация к нему пройдет легко и комфортно за счет поддержания ее активности слуховым аппаратом.
  3. Восприятие речи в шуме. С аппаратом ребенку проще вычленить речь из потока шума и абстрагироваться от него.
  4. Запасной вариант. В случае выхода из строя речевого процессора, на время диагностики и ремонта ребенок не останется без «слуха». Это безопасность для детей, не говорящих с раннего возраста (реакция на голос мамы, звуки машины и т. д.), для детей высокого речевого уровня – эмоциональный комфорт от того, что они не находятся в полной тишине.

Слуховой аппарат может быть показан как детям раннего возраста, так и старшего дошкольного и школьного возраста, также показан детям, которые до имплантации носили его либо не носили совсем. Со значительными остатками слуха либо с малозначительными (с воспринимаемым диапазоном частот до 1000 Гц) – современные аппараты компенсируют это.

Важно понимать: чем меньше остатков слуха и больше времени отсутствовала акустическая стимуляция, тем меньше задач надо возлагать на слуховой аппарат.

Но помнить, что только совместная работа обоих полушарий обеспечивает понимание речи, ее эмоциональную окраску, в самых разных акустических ситуациях (дома, в школе, на улице и т. д.).

Решение о бимодальной стимуляции (комбинации акустической стимуляции от слухового аппарата на одном ухе и электрической стимуляции от системы КИ на другом ухе) должно приниматься коллегиально: родителями, сурдологом, аудиологом и сурдопедагогом. Факторов, влияющих на успешность бимодального протезирования, достаточно много, и правильное решение может быть принято только с учетом мнения всех специалистов, работающих с ребенком.


Чем раньше ребенок будет слышать двумя ушами, тем больше шансов на успешную социализацию



Как врачи сонастраивают слуховой аппарат с кохлеарным имплантом

После КИ ребенок несколько дней привыкает к новым звукам. Далее сурдопедагог и сурдолог настраивают кохлеарный имплантат и слуховой аппарат на совместную работу:

  1. Аудиолог проверяет речевой процессор имплантата: чистит микрофон, тестирует сигнал и пр. Сурдопедагог оценивает реакции ребенка на громкость звуков.
  2. Сурдолог настраивает слуховой аппарат сбалансировано с настройкой процессора КИ. Их громкость должна быть одинаковой. Если малышу неуютно от громкости аппарата, допускается сделать ее тише и со временем повышать до уровня КИ.
  3. Сурдопедагог учит ребенка узнавать звуки, слова и фразы с имплантатом. Помогает адаптироваться к слушанию и распознаванию речи обоими ушами.

Основная задача врачей – сделать так, чтобы имплантированное ухо стало ведущим. Узнать о достижении цели можно по поведению ребенка: он просит надеть речевой процессор, охотно идет на контакт со знакомыми и незнакомыми людьми. Уровень развития ребенка соответствует возрасту. Как правило, от операции до полного привыкания к имплантату и слуховому аппарату проходит до 6 месяцев.


Пока сурдопедагог дает ребенку задание, врач проверяет слух с расстояния в несколько метров



Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к совместному использованию КИ и слухового аппарата

Перед операцией по кохлеарному имплантированию подготовьте ребенка к тому, что на первых этапах он будет плохо слышать и различать речь. Улучшения же наступят после нескольких недель реабилитации. Такой подход снизит ожидания ребенка от «новых ушек» и мотивирует к обучению. Разумеется, объясняйте это ребенку, способному осмыслить происходящее – грудничку такие наставления ни к чему.

После операции не допускайте, чтобы ребенок отвыкал от ощущения вкладыша в ухе. Поэтому надевайте на него выключенный слуховой аппарат ежедневно.


Занимайться с ребенком нужно не только с имплантатом, но и со слуховым аппаратом. Так малыш будет более непринужденно чувствовать себя в общественных местах



В первые недели привыкания включайте слуховой аппарат и КИ в пропорциях:

  1. Ребенок учится слышать с КИ первые 3–4 дня. Выключенный слуховой аппарат все это время на втором ухе. Если малыш просит включить его – включайте на 1–2 часа, но предупредите, что может быть некомфортно.
  2. На 5-й день 70 % времени работает КИ, оставшиеся 30 % – КИ со слуховым аппаратом. Включайте их вместе после обеда или к вечеру.
  3. Через 1–2 недели аудиолог перенастраивает слуховой аппарат и уравнивает оба прибора по громкости. Ребенок занимается с сурдопедагогом с включенным КИ и с КИ + аппарат равные промежутки времени (2–3 месяца на каждый вид занятий).
  4. В течение дня дома ребенок может ходить только с включенным КИ. В садике или школе, общественных местах включайте оба прибора.

Для некоторых детей требуется индивидуальная программа реабилитации. Ее составляет сурдолог вместе с сурдопедагогом.

Не отказывайтесь от слухового аппарата при КИ, даже если ребенок не хочет его носить. Двухсторонний слух – основа гармоничного развития и уверенность в том, что ребенок быстро социализируется. Удачи вам!