Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

Подготовка ребенка к аудиометрии с игровыми элементами


Прежде чем назначить слабослышащему ребенку процедуру коррекции слуха с помощью слухового аппарата, врачи делают аудиометрию. Ее результаты могут оказаться некорректны, если малыш пока еще не в состоянии понять заданий сурдопедагога или выполнить их правильно. Более того, в обстановке медицинского кабинета ребенок вообще может закапризничать и отказаться участвовать в обследовании. Крики и слезы в кабинете знакомы родителям не понаслышке.
Чтобы диагностика прошла спокойно и результаты были точными, ребенка нужно подготовить и выработать у него двигательную условно-рефлекторную реакцию на звук, визуально подкрепив ее.
Как это сделать, расскажем дальше.

Как выработать условно-поведенческую реакцию у ребенка

Целесообразно готовить к аудиометрии ребенка, которому уже исполнилось полтора года. Детей младшего возраста обследуют объективным методом – путем регистрации КСВП. При этом проверяют коротколатентные слуховые потенциалы на тональные сигналы. Малыш постарше способен самостоятельно втягиваться в игру и вырабатывать поведенческие реакции.
Первое время играйте втроем: один из родителей берет роль ведущего, второй становится моделью поведения. Задача подготовительного этапа – научить ребенка выполнять какое-либо действие по звуку. Например, вы бросаете мяч в стену. Когда он ударяется, второй родитель хлопает в ладоши и произносит «бум!». Повторяйте действие несколько раз, чтобы ребенок видел его, понимал и копировал. Если у него трудности, вы или партнер помогаете выполнить упражнение: обхватываете ладонями руки ребенка и хлопаете вместе. Чаще малыши активно участвуют в играх, и трудностей с этим этапом не возникает.
Есть несколько общих правил, которые мы не рекомендуем нарушать:
  • первые занятия начинайте с громких звуков. Следите за реакцией ребенка: если звуки вызывают раздражение или страх, замените их;
  • находитесь в зоне видимости: сначала показывайте действие, потом сопровождайте его звуком. Это помогает понять причинно-следственные связи;
  • мягко пресекайте попытки ребенка начать игровое действие без звукового сигнала;
  • делайте игры разнообразными, чтобы они не наскучили;
  • меняйтесь местами: важно, чтобы ребенок чувствовал себя главным и мог «управлять» вами.

В кабинете сурдолога не так уютно, как дома, однако в некоторых клиниках разрешают приносить свои игрушки



Как приучить ребенка реагировать только на звук

Переходите к этапу, когда ребенок научится ждать звук. Играть можно вдвоем. Вам понадобится ширма — книга или листок бумаги, чтобы скрывать рот от взгляда малыша.
Садитесь за стол напротив ребенка. На столе должны быть орешки и тарелка. Жестом обратите внимание ребенка на свои губы и произнесите череду повторяющихся слогов. Пусть это будет «ла-ла-ла» – слоги должны оставаться неизменными на протяжении всей игры.
В момент говорения возьмите рукой ребенка орешек и переложите в тарелку. Повторяйте с разными ритмами и паузами до тех пор, пока малыш не начнет выполнять действие сам. Это нужно, чтобы исключить автоматизм.
Ваша задача – помочь выработать реакцию действием на звук. Как только она появится, усложните игру: произносите звуки, скрыв рот за ширмой. Исключите высокочастотные звуки «с», «ш», «х»: их громкость уменьшается при встрече с препятствием.

Чем общительнее ребенок, тем проще ему на приеме у врача



Тренируем сообщения о тихих звуках и их отсутствии

На третьем этапе научите ребенка реагировать на тихие звуки. Покажите разницу между ними и громкими. Для демонстрации подойдет любой музыкальный инструмент – к примеру, дудка. Сначала воспроизведите громкий звук, потом тихий. Повторите и сопроводите каждый звук жестом, который обозначает уровень громкости.
Сразу покажите ребенку, как реагировать, если он ничего не слышит. Научите его показывать определенный жест: покачать головой или развести руками. Это поможет понять, есть ли у малыша проблемы с распознаванием или он отвлекся.
Начинайте подготовку за 2–3 недели до аудиометрии и занимайтесь 4 раза в день по 3–5 минут. Берите разнообразный реквизит, но повторяйте его каждые 3–6 дней, чтобы закрепить в памяти ребенка. Накануне обследования проиграйте все возможные ситуации. Так малыш не растеряется в кабинете врача. Удачи!