Статьи
2021-06-03 12:11

Музыка в жизни слабослышащего ребенка

Музыка – неотъемлемая часть воспитания и всестороннего развития личности. Даже с нарушением слуха ребенок способен воспринимать звучание музыкальных инструментов. Малыш ощущает колебания пола и воздуха, чувствует исходящие от инструмента вибрации. Ребенок с кохлеарным имплантом или со слуховым аппаратом различает звуки и при регулярных занятиях вполне способен сформировать и развить музыкальный слух.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями и способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему», – фраза, высказанная Платоном, не потеряла актуальности спустя тысячелетия.

Музыкальные занятия

Основная форма музыкального воспитания – это музыкальные занятия. Однако музыка используется не только на специально отведенных занятиях, но и дополняет деятельность ребенка: самостоятельные игры, праздники, развлечения и физкультура.
В музыкальном воспитании используют две формы обучения:
  • Фронтальная: педагог общается со всеми ребятами, которые совместно решают поставленные задачи. Такие занятия позволяют детям активно взаимодействовать и с педагогом, и друг с другом.
  • Индивидуальная: на занятиях дети закрепляют и углубляют полученные знания, умения и навыки.
При регулярных занятиях дети достигают значительных успехов. Специалисты МастерСлухТМ знают множество примеров, когда дети с нарушением слуха прекрасно учатся в музыкальной школе и в массовой общеобразовательной.

Зачем нужно музыкальное воспитание

Можно выделить несколько задач музыкального воспитания для детей с нарушением слуха:
  • коррекция и компенсация особенностей развития детей;
  • развитие слухового восприятия;
  • становление устной речи;
  • формирование координированных движений;
  • вокальное развитие голоса;
  • развитие памяти и воображения;
  • нравственное и эстетическое воспитание;
  • активизация познавательной деятельности;
  • обогащение духовного мира ребенка.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», – Сухомлинский В. А.



При музыкальном воспитании используют различные виды музыкальной деятельности:
  • восприятие музыки;
  • исполнительство;
  • творчество;
  • музыкально-образовательная деятельность и другие.
К направлениям работы по музыкальному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха относят:
  • воспитание эмоционального восприятия музыки;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие голоса;
  • ритмическая стимуляция и хоровая декламация;
  • развитие движений под музыку;
  • ориентировка в пространстве.

Направления музыкальных занятий

Выделяют два основных направления музыкальных занятий:
  1. Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
  2. Развитие речевого слуха.

Применение неречевого звучания в музыкальном воспитании

Неречевые звуки обладают значительной мощностью и насыщенностью, имеют большой диапазон частот. Такой вид занятий особенно хорош для маленьких детей, поскольку не требует большого запаса слов. Ребенок учится различать звуки, отличать их один от другого, определять источник звучания.
В процессе музыкального воспитания используют игры с неречевым звучанием:
  • Определить источник звука: прослушать звучание и назвать инструмент или показать карточку с его изображением.
  • Издать такой же звук: ребенок получает музыкальный инструмент или звучащую игрушку. Когда педагог издает звуки на инструменте, ребенок воспроизводит звук на своем инструменте.

Педагог расскажет, какие занятия вы сможете проводить с ребенком самостоятельно



Занятия дополняют двигательными навыками детей и использованием музыкально-динамических движений. Ребята знакомятся со слабыми и сильными звуками, прерывистыми и слитными, с длительным и кратким звучанием. В играх дети бегают под быструю музыку и переходят на шаг при медленной, изображают медведя под громкую мелодию и показывают мышку под тихую.
Польза занятий для ребенка:
  • обогащение представлений о мире звуков;
  • обучение различению неречевых звуков;
  • различение голосов птиц и животных;
  • определение характера музыки и других звучаний;
  • развитие музыкальной памяти;
  • совершенствование слухо-мышечной чувствительности;
  • различение неречевых ритмов.

Развитие речевого слуха

Дети постарше учатся различать звуки в сочетаниях: в словах, фразах, предложениях. На занятиях ребята совершенствуют и тренируют навыки на различном речевом материале.
Первоочередная задача – научить ребенка воспринимать разговорную речь и пение, а затем перейти к дифференциации пения и игры.
Занятия по развитию речевого слуха позволяют ребенку сосредотачиваться на звуках речи, различать мужские и женские голоса при вокальном исполнении, учат дирижировать в такт музыке, маршировать и танцевать.
Пение – особый элемент музыкального воспитания. Когда малыш учится петь, воздействие на него музыки усиливается. Благодаря пению ребенок учится произносить отдельные звуки и слова, развивает голосовой аппарат, углубляет душевные переживания. В результате занятий голос детей становится более звонким и богатым на интонации.
Поначалу слова песен дополнительно прорабатываются и осмысливаются. Ребенок учится их выговаривать, затем произносить протяжно и петь. Первые песни сопровождаются игровыми движениями, которые помогают понять содержание и способствуют развитию певческих навыков. После успешного освоения этого этапа добавляются песни без сопутствующих движений.
Дети с нарушением слуха – это в первую очередь просто дети. Они так же, как и другие, тянутся к миру искусства, к музыке или спорту, хотят развиваться и жить полноценной жизнью. И это возможно, нужно лишь приложить достаточно усилий.