«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями и способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему», – фраза, высказанная Платоном, не потеряла актуальности спустя тысячелетия.
Музыкальные занятия
Основная форма музыкального воспитания – это музыкальные занятия. Однако музыка используется не только на специально отведенных занятиях, но и дополняет деятельность ребенка: самостоятельные игры, праздники, развлечения и физкультура.В музыкальном воспитании используют две формы обучения:
- Фронтальная: педагог общается со всеми ребятами, которые совместно решают поставленные задачи. Такие занятия позволяют детям активно взаимодействовать и с педагогом, и друг с другом.
- Индивидуальная: на занятиях дети закрепляют и углубляют полученные знания, умения и навыки.
Зачем нужно музыкальное воспитание
Можно выделить несколько задач музыкального воспитания для детей с нарушением слуха:- коррекция и компенсация особенностей развития детей;
- развитие слухового восприятия;
- становление устной речи;
- формирование координированных движений;
- вокальное развитие голоса;
- развитие памяти и воображения;
- нравственное и эстетическое воспитание;
- активизация познавательной деятельности;
- обогащение духовного мира ребенка.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», – Сухомлинский В. А.
При музыкальном воспитании используют различные виды музыкальной деятельности:
- восприятие музыки;
- исполнительство;
- творчество;
- музыкально-образовательная деятельность и другие.
- воспитание эмоционального восприятия музыки;
- развитие слухового восприятия;
- развитие голоса;
- ритмическая стимуляция и хоровая декламация;
- развитие движений под музыку;
- ориентировка в пространстве.
Направления музыкальных занятий
Выделяют два основных направления музыкальных занятий:- Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями.
- Развитие речевого слуха.
Применение неречевого звучания в музыкальном воспитании
Неречевые звуки обладают значительной мощностью и насыщенностью, имеют большой диапазон частот. Такой вид занятий особенно хорош для маленьких детей, поскольку не требует большого запаса слов. Ребенок учится различать звуки, отличать их один от другого, определять источник звучания.В процессе музыкального воспитания используют игры с неречевым звучанием:
- Определить источник звука: прослушать звучание и назвать инструмент или показать карточку с его изображением.
- Издать такой же звук: ребенок получает музыкальный инструмент или звучащую игрушку. Когда педагог издает звуки на инструменте, ребенок воспроизводит звук на своем инструменте.

Педагог расскажет, какие занятия вы сможете проводить с ребенком самостоятельно
Занятия дополняют двигательными навыками детей и использованием музыкально-динамических движений. Ребята знакомятся со слабыми и сильными звуками, прерывистыми и слитными, с длительным и кратким звучанием. В играх дети бегают под быструю музыку и переходят на шаг при медленной, изображают медведя под громкую мелодию и показывают мышку под тихую.
Польза занятий для ребенка:
- обогащение представлений о мире звуков;
- обучение различению неречевых звуков;
- различение голосов птиц и животных;
- определение характера музыки и других звучаний;
- развитие музыкальной памяти;
- совершенствование слухо-мышечной чувствительности;
- различение неречевых ритмов.
Развитие речевого слуха
Дети постарше учатся различать звуки в сочетаниях: в словах, фразах, предложениях. На занятиях ребята совершенствуют и тренируют навыки на различном речевом материале.Первоочередная задача – научить ребенка воспринимать разговорную речь и пение, а затем перейти к дифференциации пения и игры.
Занятия по развитию речевого слуха позволяют ребенку сосредотачиваться на звуках речи, различать мужские и женские голоса при вокальном исполнении, учат дирижировать в такт музыке, маршировать и танцевать.
Пение – особый элемент музыкального воспитания. Когда малыш учится петь, воздействие на него музыки усиливается. Благодаря пению ребенок учится произносить отдельные звуки и слова, развивает голосовой аппарат, углубляет душевные переживания. В результате занятий голос детей становится более звонким и богатым на интонации.
Поначалу слова песен дополнительно прорабатываются и осмысливаются. Ребенок учится их выговаривать, затем произносить протяжно и петь. Первые песни сопровождаются игровыми движениями, которые помогают понять содержание и способствуют развитию певческих навыков. После успешного освоения этого этапа добавляются песни без сопутствующих движений.
Дети с нарушением слуха – это в первую очередь просто дети. Они так же, как и другие, тянутся к миру искусства, к музыке или спорту, хотят развиваться и жить полноценной жизнью. И это возможно, нужно лишь приложить достаточно усилий.