Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

Не хочу, не буду: что делать, если ребенок отказывается носить слуховой аппарат

Малышу может быть непривычно/некомфортно. Младенец об этом, понятное дело, рассказать еще не способен, а в старшем возрасте есть вероятность насмешек сверстников. Выясняем истинную причину протеста против слухового аппарата или речевого процессора, ищем пути решения проблемы.

Каприз или обоснованная претензия?



О распространенных причинах отказа ребенка от ношения слухового аппарата, связанных с физиологией, мы подробно писали в этой статье.
Вкратце:
  • Новые звуки, как и сам слуховой аппарат, для малыша непривычны, он стремится избавиться от них единственным доступным способом – снять прибор.
  • Первоначальная настройка производится на основе исследований слуха, а последующие ориентированы на субъективные ощущения маленького пациента. До начала ношения аппарата ребенку не с чем было сравнивать, теперь же ему непривычно и некомфортно. Следуйте рекомендациям своего врача, предлагайте малышу носить аппарат определенное количество времени по графику.
При использовании индивидуально изготовленного ушного вкладыша ребенку, как правило, ничего не натирает и не мешает, тот в слуховом проходе размещается плотно и не выдает никаких посторонних звуков. После качественной настройки ничего не должно гудеть, фонить и проч.
Некоторые детишки, которые уже способны понимать объяснения взрослых, могут осознавать пользу слухового аппарата, но все равно протестовать – в силу своего упрямого характера. Жили же они как-то раньше без них, а тут надо не просто их носить, но еще и приспосабливаться к миру звуков, заниматься со специалистом.
Совсем крохи просто не понимают, что от них требуется, появившихся словно из ниоткуда звуков боятся и всеми силами стараются избавиться от деталей на голове, которые взрослые теперь почему-то заставляют носить.
И не знаешь, в какой из двух вышеописанных ситуаций родителям легче…
Конечно, обычно мамы и папы знают, какой подход к их ребенку сработает идеально: ласка, строгость, логическое убеждение или что-то иное.
А вот какие основные принципы привыкания к слуховому аппарату советуют применять специалисты:
  • Постепенность – понемногу увеличивать время ношения.
  • Регулярность – надевание аппарата должно стать такой же рутиной, как чистка зубов или ношение очков.
  • Доброжелательность и спокойствие окружающих – агрессивно заставлять ребенка носить аппарат или речевой процессор не нужно, у него и так, наверняка, стресс от нового устройства и сопутствующих перемен.
Но есть еще и чисто психологические проблемы. Над ребенком со слуховыми аппаратами в детском коллективе могут смеяться. Ребята зачастую бывают жестоки и всячески травят непохожих. Особенно это вероятно, если носитель слухового аппарата еще проходит процесс адаптации, у него есть проблемы с речью, он не так, как другие, реагирует на слова окружающих.
А бывает, что сверстники относятся доброжелательно или безразлично, но сам слабослышащий накручивает себя до стресса, стесняется, переживает уже заранее.
Все решаемо. Если дела совсем плохи – вплоть до перевода в другую школу. Ребенку очень важно знать, что родители никогда не отмахнутся от его проблем, встанут на его сторону, помогут. Но до столь крайних мер в подавляющем большинстве случаев, скорее всего, не дойдет.
«Существуют различные педагогические методы и приемы, которые помогают адаптироваться к слуховым аппаратам», – говорит сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева. «На занятиях с детьми я себе надеваю муляж слухового аппарата, чтобы мои подопечные видели, что они не одни такие на свете, стараюсь знакомить маленьких пациентов друг с другом, они общаются, начинают дружить, перестают комплексовать. Один из первейших советов родителям слабослышащих детей: водитесь с разными сверстниками – и с хорошим слухом, и со слабослышащими. Ваш ребенок убедится, что мир разнообразен, в нем живут разные люди, он обогатит свои навыки и наверняка найдет себе приятелей из всех групп».
Вспомните, как воспринимались еще несколько лет назад у нас в стране брекеты. Некоторые люди их даже стеснялись носить. Сегодня в общественном сознании подобное отношение в корне изменилось. Брекеты – признак ответственной заботы о своем здоровье, их с удовольствием устанавливают и дети, и взрослые. А сколько существует разновидностей подобных систем! Среди них есть даже максимально заметные цветные, с яркими резиночками. Чем же слуховые аппараты хуже? Все дело в отношении к ним.
Видимые части слухового аппарата можно украсить наклейками, накладками с любыми сказочными или мультперсонажами, супергероями вселенной Marvel и т. п. Будет выглядеть очень круто. Возможно, окружающие даже позавидуют. У подростков, особенно девочек, есть возможность превратить свой слуховой аппарат в стильный аксессуар.
Аналогично наклейки и украшения размещают на магнитных креплениях кохлеарных имплантов.

Вот такую забавную фиксирующую клипсу с тигренком можно заказать на сайте «МастерСлух»



Стильно не по-детски