Необходимость введения проверки слуха в программу школьной медицины
По данным Всемирной организации здравоохранения на 2017 год, более 13 млн человек в России страдают нарушениями слуха, более 1 млн из них – дети. Согласно Приказа № 108 Минздравмедпрома РФ от 29.03.1996, в родильных домах всем новорожденным проводится аудиологический скрининг на 2–4-й день жизни. Если по каким-то причинам он не был проведен, его выполняют ребенку в поликлинике по месту жительства. Таким образом, охват новорожденных детей по изучению патологии слуха составляет почти 100 %. Своевременное выявление проблем со слухом позволяет оказать медицинскую помощь детям в самые ранние сроки. Как же тогда получается, что 0,7 % россиян, имеющих нарушения слуха, от общей численности населения в России – дети?
Вовремя не выявленное снижение слуха у ребенка – довольно распространенная проблема в России
«Своевременное и полное выявление данной патологии должно происходить как на специализированном приеме у врача-сурдолога, так и при коллегиальном взаимодействии врачей смежных специальностей: лоров, педиатров, неврологов. При малейших признаках нарушений слуха они обязаны направлять пациентов к сурдологу-оториноларингологу. Но сегодня практика такова: для родителей и их детей направление на сурдологический осмотр – «рулетка», в которой решение оставляется на усмотрение участкового врача», – такое пояснение дала главный врач сети медицинских центров МастерСлух, к. м. н., врач сурдолог-оториноларинголог Ирина Гребенюк. Дело в том, что у врачей, не специализирующихся только на нарушениях слуха, существует так называемая «выборочная оценка» остроты проблемы. Лор-врач в первую очередь будет считать важным для немедленного устранения инфекционные и острые лор-болезни, педиатр – нарушения развития и т. п. Симптомы же стойкого нарушения функции слуха, как правило, при общих осмотрах уходят на второй план. Есть более долгий, но эффективный путь: скрининг или массовое обследование населения с целью первичного отбора пациентов для углубленной диагностики. Аудиологический скрининг – простой и минимально затратный по времени, но один из самых эффективных методов выявления детей с нарушением слуха, с первыми их проявлениями.
Почему у детей появляются нарушения слуха
Причины появления нарушений слуха у новорожденных и детей раннего возраста в основном нейросенсорные, то есть наследственная и врожденная глухота и тугоухость. По статистике, из 1000 новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой. В течение следующих 2–3 лет жизни слух теряют еще 2–3 ребенка. Остальным детям с нарушениями слуха в раннем возрасте его потерю компенсируют с помощью технических средств реабилитации, слуховых аппаратов либо систем кохлеарной имплантации. Получается, что проблема решена еще на ранних этапах и все же проблема есть. Откуда же она берется? И вновь обратимся к статистике:
27 % детей дошкольного и школьного возраста были обследованы лишь на ранних этапах развития и не проходили затем повторную проверку;
30 % детей в возрасте 13 лет имеют нарушения слуха;
75,8 % людей, обратившихся за помощью в сурдологопедические кабинеты России, у которых была диагностирована тугоухость III–IV степени и глухота (тяжелые потери слуха), – лица молодого трудоспособного возраста.
Непосвященным такая статистика может показаться взятой «с потолка». Но специалисты специализированных центров аудиологии и сурдологии МастерСлух™ могут на собственном опыте подтвердить, что проблема нарушения слуха у школьников действительно существует и ее размеры катастрофичны. Так, во время трехдневной акции «День открытых дверей» у 35 школьников в разных городах были выявлены нарушения слуха от I до III степени, а ведь это была четвертая часть от общего числа обратившихся за бесплатной диагностикой. В большинстве случаев родители даже не подозревали, что у ребенка снижается слух, списывая тревожащие симптомы на детскую невнимательность. Между тем, еще в 2010 году в Польше впервые был проведен комплексный аудиологический скрининг школьников: среди 95,5 тысячи обследованных детей нарушения слуха были выявлены у каждого седьмого ребенка. При этом в 58,8 % случаев родители не обращали внимания на проблему. Наряду с наследственными факторами у дошкольников и школьников могут быть следующие наиболее распространенные причины снижения слуха:
острые отиты – 60,4 %;
болезни слуховой трубы – 20,4 %;
хронические отиты – 12,3 %.
Эти и другие заболевания дети приобретают по мере роста и развития, поэтому они никак не могли быть выявлены в ходе аудиологического скрининга в раннем возрасте. Их у детей тогда еще попросту не было.
Снижение слуха может произойти в любом возрасте
Последствия не оказанной вовремя помощи детям
Самые очевидные проблемы, которые могут появиться у ребенка с устойчивым снижением слуха, – нарушение психоречевого развития, сложности с социализацией, психологические травмы. Если ваш ребенок вдруг скатился по учебе – это повод задуматься, а не списывать плохие оценки на некомпетентность учителей. Судите сами:
по статистике, слабослышащие дети имеют низкую успеваемость и плохое поведение в 2 раза чаще, чем здоровые;
на второй год остается примерно 35 % детей с односторонней тугоухостью;
численность глухих (носителей жестового языка) в России составляет 300 тыс. человек – это люди, которые не были своевременно обследованы в детстве;
слабослышащих детей, как правило, отправляют в специализированные и коррекционные школы – а это означает отсутствие шансов на обучение в массовой школе и высшем учебном заведении и, как следствие, отсутствие возможности жить полноценной жизнью в обществе на равных возможностях со здоровыми людьми.
Своевременное обращение родителей за диагностикой ребенка могло бы предотвратить проблему в 60 % случаев. В 40 % случаев школьники с нарушениями слуха, не имеющие когнитивных нарушений, могли бы быть успешно реабилитированы по современным технологиям.
Есть проблема? Есть решение!
Согласно прогнозам экспертов, к 2030 году в мире более чем на 30 % увеличится число людей с социально значимыми дефектами слуха. Еще в 2011 году в Европе был принят Консенсус об обязательном аудиологическом скрининге детей школьного возраста. В 2017 году на 70-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция, призывающая государства интегрировать стратегии по профилактике болезней органов слуха в системы первичной медико-санитарной помощи.
Аудиологический скрининг – это один из самых простых, успешных и при этом требующий минимальных затрат по времени проведения метод, позволяющий выявить детей, страдающих нарушениями слуха или начальными признаками его снижения. Проведение его исключительно у новорожденных позволяет применить эффективные меры по коррекции глухоты и тугоухости, но лишь по отношению к тем детям, у которых заболевание носит нейросенсорный характер. У детей дошкольного и школьного возраста необходимо своевременно выявлять начальные признаки патологии, чтобы предотвращать стойкое снижение слуха в дальнейшем. А для этого необходимо введение расширенного скрининга в программу профилактических осмотров. Только так государство сможет оказать реальную заботу о здоровье и полноценной жизни наших будущих поколений.