Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

Можно ли слабослышащему ребенку заниматься в спортивной секции


Когда дело касается спорта для слабослышащих детей, врачи разделяются на два лагеря. Одни рекомендуют отдать ребенка в секцию, другие волнуются из-за риска возможной травмы. Мы придерживаемся мнения, что тугоухость не препятствует физической активности. Если нет других диагнозов, ребенок может заниматься всеми видами легкой атлетики, плаванием, фехтованием, танцами, лыжными гонками, футболом, теннисом и пр. Ничего не мешает ему подниматься в горы, сплавляться по реке, участвовать в туристском многоборье. Поговорим о том, почему стоит отдавать детей в спортивные секции и когда это делать; дадим рекомендации для тренеров.

Почему спорт важен для слабослышащих детей

Физическая активность для детей с тугоухостью – необходимость. Спорт улучшает навыки, которые плохо формируются из-за диагноза:

  • координация становится лучше, из движений уходит неуверенность;
  • приходит в норму статическое и динамическое равновесие;
  • повышается уровень пространственной ориентировки;
  • пропадают отклонения в моторной сфере: пальцы и кисти рук хорошо двигаются;
  • развиваются силовые и скоростные особенности, выносливость.

Повышается уровень социализации – постоянное общение с тренером и сверстниками убирает стеснительность, дает понимание личной и коллективной ответственности. На занятиях слабослышащий ребенок пополняет словарный запас, учится определять тип упражнений визуально и на слух. В результате уровень интеллекта становится выше.

Обычно начало спортивной жизни ребенка соответствует его физической и эмоциональной готовности – 7–9 лет. Отдавать в секцию 3–5-летних малышей нецелесообразно: их словарный запас беден, из-за чего возникают проблемы в коммуникации. К тому же дети пока не понимают, чем хотят заниматься. Поэтому секцию выбирают родители. Такой подход заканчивается психологической неудовлетворенностью малыша, моральной и физической усталостью от нелюбимого занятия.

Правила безопасного посещения спортивных секций

Нежелательные виды спорт для слабослышащих определяются диагнозом. Если у ребенка тугоухость III или IV степени, не отдавайте его на занятия, где возможны травмы головы (бокс, карате, ушу и пр.) и натуживание при силовых упражнениях. Но окончательное решение принимает лечащий врач и сурдопедагог.

Основная боль родителей, отдающих детей в спорт, – сохранность слухового аппарата. Чтобы он оставался целым, готовьтесь к первому занятию сами и рассказывайте правила поведения ребенку:

  • Купите водонепроницаемый чехол для слухового аппарата, если спорт связан с водой (плавание, ориентирование на местности, сплавы). В первое время не снимайте прибор. Это придает ребенку уверенности: он знает, что услышит тренера в непредвиденной ситуации. Для последующих занятий без аппарата обзаведитесь водоизоляционными берушами: они закроют слуховой проход от воды.
  • На первом занятии (особенно в парных и командных видах спорта) сообщите другим детям об особенности ребенка. Это спасет его от конфликта на почве недопонимания – вовремя не услышанное распоряжение тренера может стать причиной проигрыша в соревновании.
  • Заранее узнайте об освещении спортивного зала, так как ребенку предстоит дополнительная нагрузка. В школе за партой он находится в относительной близости к учителю и различает его мимику даже в полумраке. Тренер в зале может быть далеко, и ребенок растеряется.
  • Слуховые аппараты последних поколений очень чувствительны. Чем больше «тонкой» электроники, тем тщательней ухаживайте за прибором. Сушите после каждого занятия и регулярно ходите к специалисту на техническое обслуживание.

Обязательно используйте таблетки для просушки аппарата



Рекомендации для тренера по работе со слабослышащим ребенком

Секции редко «заточены» под работу со слабослышащими детьми. Это значит, что тренер, сам того не желая, может сделать сотрудничество с ребенком невыносимым. Если руководство выбранного зала сообщает об отсутствии опыта, придите на выручку тренеру и персоналу советами. Их вы получите у сурдопедагога.

Основные рекомендации для тренера:

  • Помогать подопечному выстроить режим дня и обрести полезные привычки. В том числе привычку ухаживать за слуховым аппаратом после занятия. Отклоняться от общей программы необязательно, если нарушение слуха у вашего ребенка незначительное.
  • Выбирать нагрузку в соответствии с диагнозом (нормы нагрузки подскажет врач).
  • Формировать словарный запас ребенка – знакомить с названиями приемов, инвентаря. Демонстрировать упражнения и сопровождать их речевым пояснением. Так ребенок усвоит технику выполнения, ее описание и научится передавать информацию о ней другим.
  • Закреплять знания о физической активности устно, визуально и письменно. Выделить ребенку методичку или учебник, чтобы вы занимались дома.

Вместо заключения

Самое замечательное резюме сказанному – рассказ про нашу пациентку Лизу Барбатину. Она мастер спорта по плаванию и семикратная чемпионка России. На счету Лизы более 50 медалей, она заняла первое место среди женщин в соревнованиях в Ростове-на-Дону (брасс на 200 метров). Заветная мечта Лизы – принять участие в Олимпийских играх. И мы сделаем все возможное, чтобы проблемы со слухом не помешали ей в этом!

Лиза Барбатина с тренером



Желаем не ошибиться в выборе секции и прислушаться к мнению ребенка – ведь важно, чтобы он занимался с радостью.