Сеть медицинских центров сурдологии,
реабилитации и коррекции слуха
Лицензия No12323 от 10.10.10
Заказать звонок
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
%%adres%%
%%phone%%
Статьи

Не просто игры: зачем нужны занятия с сурдопедагогом после кохлеарной имплантации

После кохлеарной имплантации,, точнее - её хирургической части и первичного подключения речевого процессора, которую делают через месяц, ребенок получает физическую возможность делать то, чего был лишён от рождения: он может слышать. И взрослые, нередко, расслабляются: мол, самое сложное позади, теперь развитие малыша пойдет семимильными шагами. Однако, вы только в начале пути. И чтобы физический слух стал функциональным - предстоит немало работы. Разбираем распространенные родительские ошибки и ищем сурдопедагога.

Все ли тебе слышно, деточка?



Слушать, слышать и понимать – разные вещи

Пожалуй, главное, что нужно знать о кохлеарной имплантации, – она дает возможность слышать. А вот умение различать звуки, соотносить их с предметами, действиями, понятиями - это навык. У здоровых детей с нормальным слухом он формируется сам по себе, в процессе роста и развития. А вот малышам в патологией слуха приходится его осваивать с дополнительными усилиями. Порой - намного позже сверстников.
Если вы узнали в этой ситуации себя и своего ребёнка,не волнуйтесь: у вас все получится! Вы вместе уже через многое прошли и теперь находитесь на финишной прямой к полной звуков жизни. На этом этапе уж точно нельзя “затормозить”.
Главное, постараться не совершать типичных, для многих родителей, ошибок.
  • Ошибка первая. Мамы, папы, бабушки и дедушки иногда стараются облегчить ребенку период адаптации после операции. Для этого в разговоре с они активно пользуются жестами, чтобы малышу было легче понять обращенную к нему речь. И он не страдал, если что-то сказать или услышать не получается. Бывает, взрослые буквально не дают отпрыску говорить: предугадывают любые просьбы и желания, не ждут ответов на свои вопросы. А все потому, что “маленького жалко”, он и так “настрадался, перенес операцию”.
На самом деле: С таким подходом ребенок никогда не научится слышать и разговаривать. У него просто не будет в этом необходимости! Нужно давать малышу время на то, чтобы слушать и понимать сказанное, попробовать выразить словами собственные мысли. И пусть многое поначалу не будет получаться. Вектор развития задаст сурдопедагог.
  • Ошибка вторая. Взрослые откладывают начало работы со специалистом: делают перерыв после операции. Кто-то, возможно, втайне надеется, что слух и речь у чада как-нибудь “сами по себе наладятся”. Другие уверены: любое упущенное время можно наверстать. Третьи не понимают, в чем важность занятий. Мол, ребенок просто играет в кабинете, эдак можно и дома бесплатно порезвиться.
На самом деле: Процесс реабилитации нужно начинать как можно раньше. Операция по кохлеарной имплантации даёт только 10% возможности слышать. 90% из них - это длительный процесс реабилитации. И занимается этим сурдопедагог. Сурдопедагог, умеющий работать с детьми именно после кохлеарной имплантации – это уникальный и очень важный специалист.


«Всегда нужно помнить: каждая ситуация индивидуальна, как и ее решение. Огромное значение имеет возраст, в котором ребенка слухопротезировалили», – поясняет сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева. «А коль стартовые позиции у всех разные, то и в дальнейшем неодинаково складывается развитие: формирование мышления, слухового и зрительного восприятия, речи. Один малыш, у которого взрослые максимально быстро заметили проблему и решили ее с помощью операции, вообще ничем не будет отличаться от сверстников. Другому потребуются месяцы, а то и годы».


Как найти своего сурдопедагога и что с ним делать?

Профессионал, работающий с детьми после кохлеарной имплантации, отличается от простого логопеда и дажеот врача- сурдолога.
Если нет опыта работы именно с «имплантированными» маленькими пациентами, в лучшем случае результата от занятий просто не будет, в худшем – можно причинить немало вреда.
Например:
  • Использовать методику работы с глухими детьми. Это создаст путаницу и задаст неверный вектор развития: ведь малыш после КИ уже слышит!
  • Давать подопечным скучные неинтересные задания – ребенок не начнет хорошо развиваться, как его не заставляй – таковы уж дети.
  • Привязываться при выборе задания только к физическому возрасту ребенка, а не к его реальному слухоречевому потенциалу – чревато взаимным непониманием.
Сурдопедаог, который «ведет» ребенка после кохлеарной имплантации, по факту будет являться и учителем, и психологом, и врачом, и добрым другом всей семьи.
Найти такого нелегко. Но совершенно точно. подобные специалисты работают в клиниках сети «МастерСлух». Филиалы сети есть в разных городах России, поэтому даже если в вашем населенном пункте узких специалистов нет, добраться до «МастерСлуха» попробовать можно и нужно.


«Задача слухопедагога – наверстать упущенное до операции время, когда ребенок не слышал или слышал плохо, не мог нормально развиваться, разговаривать», – говорит Татьяна Васильева. «Для этого, конечно, нужно задействовать родителей, ведь они проводят со своим сыном или дочерью ежедневно огромное количество времени. Мы на занятиях задаем направление, учим не только детей, но и в взрослых: как нужно заниматься дома, как учиться слушать и слышать, каким аспектам коррекции нужно уделять максимальное внимание в семье.
По тому дидактическому пособию, которое использую я, процесс идет поэтапно. Например, сначала отрабатываем речевые и неречевые звуки, потом градации громкости «тихо/громко». Мы вместе изучаем и вырабатываем условно-двигательную реакцию: услышал звук – сделал действие (как это происходит у хорошо слышащих с рождения людей)».


При индивидуальности каждой ситуации существует общий принцип развития речевого слуха у ребенка после имплантации. Процесс должен происходить также, как у обычных слышащих детей по мере их роста и развития:
  • И малыш, и уже большой ребенок с имплантами, проходят этап соотношения услышанного слова с увиденным предметом (машинка, книга, чашка) или совершаемым действием (прыгать, кушать, умываться). Только тогда каждое слово, словосочетание, предложение и любая длинная речь будут наполняться смыслом.
  • Занятия сопровождаются выполнением различных заданий в игровой форме. Например, дети могут по просьбе сурдопедагога искать и приносить игрушки, рисовать или лепить что-то, что взрослый им описал, проигрывать сценки на недавно услышанные сюжеты и т. п.
Со стороны это, конечно, будет казаться простой игрой, на самом же деле подобные действия бесценны для развития.