
Все ли тебе слышно, деточка?
Слушать, слышать и понимать – разные вещи
Пожалуй, главное, что нужно знать о кохлеарной имплантации, – она дает возможность слышать. А вот умение различать звуки, соотносить их с предметами, действиями, понятиями - это навык. У здоровых детей с нормальным слухом он формируется сам по себе, в процессе роста и развития. А вот малышам в патологией слуха приходится его осваивать с дополнительными усилиями. Порой - намного позже сверстников.Если вы узнали в этой ситуации себя и своего ребёнка,не волнуйтесь: у вас все получится! Вы вместе уже через многое прошли и теперь находитесь на финишной прямой к полной звуков жизни. На этом этапе уж точно нельзя “затормозить”.
Главное, постараться не совершать типичных, для многих родителей, ошибок.
- Ошибка первая. Мамы, папы, бабушки и дедушки иногда стараются облегчить ребенку период адаптации после операции. Для этого в разговоре с они активно пользуются жестами, чтобы малышу было легче понять обращенную к нему речь. И он не страдал, если что-то сказать или услышать не получается. Бывает, взрослые буквально не дают отпрыску говорить: предугадывают любые просьбы и желания, не ждут ответов на свои вопросы. А все потому, что “маленького жалко”, он и так “настрадался, перенес операцию”.
- Ошибка вторая. Взрослые откладывают начало работы со специалистом: делают перерыв после операции. Кто-то, возможно, втайне надеется, что слух и речь у чада как-нибудь “сами по себе наладятся”. Другие уверены: любое упущенное время можно наверстать. Третьи не понимают, в чем важность занятий. Мол, ребенок просто играет в кабинете, эдак можно и дома бесплатно порезвиться.
Как найти своего сурдопедагога и что с ним делать?
Профессионал, работающий с детьми после кохлеарной имплантации, отличается от простого логопеда и дажеот врача- сурдолога.Если нет опыта работы именно с «имплантированными» маленькими пациентами, в лучшем случае результата от занятий просто не будет, в худшем – можно причинить немало вреда.
Например:
- Использовать методику работы с глухими детьми. Это создаст путаницу и задаст неверный вектор развития: ведь малыш после КИ уже слышит!
- Давать подопечным скучные неинтересные задания – ребенок не начнет хорошо развиваться, как его не заставляй – таковы уж дети.
- Привязываться при выборе задания только к физическому возрасту ребенка, а не к его реальному слухоречевому потенциалу – чревато взаимным непониманием.
Найти такого нелегко. Но совершенно точно. подобные специалисты работают в клиниках сети «МастерСлух». Филиалы сети есть в разных городах России, поэтому даже если в вашем населенном пункте узких специалистов нет, добраться до «МастерСлуха» попробовать можно и нужно.
По тому дидактическому пособию, которое использую я, процесс идет поэтапно. Например, сначала отрабатываем речевые и неречевые звуки, потом градации громкости «тихо/громко». Мы вместе изучаем и вырабатываем условно-двигательную реакцию: услышал звук – сделал действие (как это происходит у хорошо слышащих с рождения людей)».
При индивидуальности каждой ситуации существует общий принцип развития речевого слуха у ребенка после имплантации. Процесс должен происходить также, как у обычных слышащих детей по мере их роста и развития:
- И малыш, и уже большой ребенок с имплантами, проходят этап соотношения услышанного слова с увиденным предметом (машинка, книга, чашка) или совершаемым действием (прыгать, кушать, умываться). Только тогда каждое слово, словосочетание, предложение и любая длинная речь будут наполняться смыслом.
- Занятия сопровождаются выполнением различных заданий в игровой форме. Например, дети могут по просьбе сурдопедагога искать и приносить игрушки, рисовать или лепить что-то, что взрослый им описал, проигрывать сценки на недавно услышанные сюжеты и т. п.