Статьи Краснодар

Сложности в диагностике слуха детей раннего возраста

Опыт
Возможности современного оборудования для аудиологической диагностики обширны. Но интерпретация результатов обследования в диагноз, все-таки, работа врача-сурдолога. В ежедневной практике встречаются профессиональные «головоломки», которые представляют особый интерес. Одна из таких ситуаций — «противоречия» в оценке степени снижения слуха. Так, данные обследования методами объективной аудиометрии (ASSR-теста и КСВП) соответствуют 4 степени снижения слуха. А участие у сурдопедагога и психоневролога, с применением «игровых» методик, дают только первую-вторую степень.

При этом родители в принципе не согласны с диагнозом «тугоухость», считают своего ребенка слышащим и обращают внимание только на задержку речевого развития. С их слов, «если бы не наши обследования, они вообще бы не знали, что у ребенка проблемы со слухом».

Вот один из таких примеров, иллюстрирующий сложности диагностики слуха у детей. Пациент из «группы риска» возраст 1 год 11 месяцев. Из истории болезни — сложная беременность, недоношенность и низкая масса тела при рождении. В течение нескольких дней после рождения находился в палате интенсивной терапии на искусственной вентиляции легких, наблюдается у невролога. Скрининг слуха в роддоме не пройден, так как были выявлены отрицательные ответы на исследовании ОАЭ. После проведенного повторного исследования в 3 месяца установлен предварительный диагноз: «Нейросенсорная тугоухость». Несколько раз в разных центрах, на разном оборудовании и у разных специалистов проводились объективные исследования КСВП и ASSR. Пороги слуха соответствовали четвертой степени потери слуха.

Врачи рекомендовали оформить ребенку инвалидность и использовать сверхмощные слуховые аппараты на оба уха. К нам родители обратились в поиске истины, так как были убеждены, что другие специалисты ошибаются и мальчик слышит. Ведь дома он реагирует (по рассказам и по записи видео) почти на все звуки, за исключением очень тихих. И выполняет команды, даже когда они поступают со спины.

На осмотре, совместно с сурдопедагогом, мы обнаружили что ребенок обращенную речь понимает ограниченно и говорит менее десяти лепетных слов. Шепотную речь различает с 0,5 метров, на голос и погремушку реагирует на расстоянии в 6 метров. Различает колокольчик, шум воды, с определением источника звука. Живо и эмоционально реагирует.

По результатам комплекса объективных исследований слуха: ОАЭ не зарегистрирована с двух сторон, на тимпанометрии нарушений работы среднего уха не выявлено, акустические рефлексы не регистрируются. КСВП — порог визуализации 5 пика до 100дб не определяется. Во время теста ребенок не просыпается даже на интенсивность звука в 100 дБ (очень громкий звук).

По данным ASSR теста пороги слуха определяются на 70-80 дБ справа и слева. После проведения дополнительных исследований мы пришли к выводу, что имеем дело с частным проявлением нейросенсорной потери слуха — слуховой нейропатией. Этот недуг, с характерной сложностью диагностики, встречается у детей. При слуховой неропатии бывает весьма трудно определить пороги слуха для настройки слуховых аппаратов.

Что делать? Корректировать слух!

Диагностику мы повторили три раза, чтобы исключить ошибку. После подтверждения результата, с согласия родителей, решаем примерить ребенку слуховые аппараты, настроенные на третью степень снижения слуха. Мы не видим проявлений неприятных ощущений. У маленького пациента меняется поведение. Он становится спокойнее, как бы прислушивается к ощущениям и звукам. Все команды, подаваемые голосом разговорной громкости, выполняет не читая с губ.
Снимаем аппараты и предлагаем надеть их вновь, малыш охотно соглашается и показывает на ухо. А это означает, что никаких неприятных ощущений электронные устройства не вызвали.
Родители, ожидавшие от теста с аппаратами бурных протестов и дискомфорта (который непременно возник бы у нормально слышащего малыша) озадачены. Их убеждение в том, что у ребенка все в порядке со слухом, только что померкло.

В итоге, решено продолжать реабилитацию с применением слуховых аппаратов средней мощности, настроив их на вторую-третью степень снижения слуха, включив в «обязательную программу» занятия с сурдопедагогом. Через некоторое время, скорее всего, слух малыша изменится. А значит, проведем «поднастройку» устройств по новым параметрам.

Вместо заключения

Нейросенсорная тугоухость, несмотря на, казалось бы, доскональное изучение проблемы и тонны описаний медицинского характера, очень многогранное заболевание. И как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, также — нет двух абсолютно идентичных пациентов. Даже не смотря на похожие симптомы и сходную степень снижения слуха, когда речь идет о дисфункции звуковоспринимающих клеток внутреннего уха.

Особенно ценно, как в диагностике, так и при коррекции таких ситуаций, навыки и опыт сурдопедагога. Который в паре с сурдологом определяет правильную тактику ведения пациентов.

И, напоследок, совет родителям: доверяйте врачам. Проверяйте, если какие-то нюансы вызывают у вас сомнения. Переспрашивайте, просите разъяснений, при необходимости – повторных тестов. Но не полагайтесь целиком и полностью лишь на собственные эмоции и ощущении. Ведь порой, в объективной оценке уровня слуха в сложных случаях, «расходится в показаниях» даже сверхточная электроника.

Ирина Сергеевна Платонова - врач сурдолог-оториноларинголог
Источник - mastersluh-samara.ru