Статьи Краснодар

Слышит ли мой малыш?

Слух ребёнка
Сурдопедагог «МастерСлух» Суворова Оксана Григорьевна

Благодаря слуху ребенок с младенчества учится различать звуки окружающей среды, определять источник звука. По звукам ориентироваться в окружающем пространстве и развивать чувство ритма. А самое главное — у ребенка формируется связная речь, что определяет в дальнейшем развитие мышления и слуховой памяти ребенка.
В нашей стране действует программа раннего выявления нарушений слуха ( скрининговое аудиологическое обследование объективными методами в родильных домах ). Но, к сожалению, метод имеет погрешность, и не все дети с нарушенным слухом выявляются сразу. Бывает и приобретенное снижение слуха, уже после прохождения скрининга.. Поэтому очень важно родителям знать поведенческие реакции на звуки у младенцев и наблюдать за своими детьми особенно в первый год жизни.

Первый этап ( 0 - 3 мес. ) Развитие эмоционально — выразительных реакций
Безусловно-рефлекторные реакции — вздрагивание, зажмуривание, расширение зрачков.
Ориентировочная реакция — поворот головы или глаз к источнику звука, выражение удивления, неожиданное прекращение вокализаций( плача, гуления или лепета ).
Реакции внимания — прекращение или усиление двигательной активности, приостановка
или учащение дыхательных движений, прекращение или возникновение вокализаций, улыбка или другие мимические реакции.

Второй этап ( 3 - 6 мес. ). Время появления голосовых реакций ( гуление и лепет).
В этот период у ребенка появляются негромкие певучие звуки. Появляется интонация радости. В дальнейшем появляются звуковые сочетания.
Хочу обратить внимание - гуление и лепет есть даже у глухих детей!

Третий этап ( 6 -10 мес. ). Начало развития понимания речи, активного лепета.
Ребенок много раз повторяет лепетные цепи ( тя — тя — тя; бы — ба — бы; и т. д.). Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определенными предметами или действиями ( машина — би-би; ходить — топ ). Формируется понимание речи окружающих — ребенок поворачивает голову в нужную сторону в ответ на вопросы «Где папа? Где твоя кроватка?)
У глухих и слабослышащих детей гуление затухает и лепет не развивается!
Полное непонимание обращенной речи является тревожным сигналом! Очень часто родители, сами того не подозревая, помогают ребенку правильно реагировать на вопросы взглядом или поворотом головы в нужную сторону (естественными жестами). В этом случае считать реакцию ребенка как реакцию на звуковой сигнал неправильно.

Четвёртый этап ( 10 мес. - 1 год ).Время появления первых слов.
Появляются первые слова, состоящие из парных одинаковых или неодинаковых слогов ( па -па; би — ка ). В 1 год здоровый малыш овладевает 5 — 10 словами.

Если ваш малыш :
– не реагирует на громкие звуки;
– не пытается взглядом или поворотом головы искать источник звука;
– не появляется комплекс оживления на голос мамы ( лицо мамы ребенок не должен видеть);
– у ребенка начала снижаться речевая активность после периода начала гуления;
– лепет появляется поздно и не имеет интонационной окраски -

это серьезный повод обратиться в "МастерСлух" для проверки слуха малыша.
Чем раньше будет диагностировано у ребенка нарушение слуха, своевременно обеспечено слухопротезирование и слухоречевая реабилитация, тем больше вероятность его дальнейшего полноценного развития.
Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, определением индивидуальных характерных черт личности ребенка. Своевременное выявление тугоухости у детей позволяет избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений.
Если у вас есть малейшие подозрения на снижение слуха — поспешите к специалистам сети медицинских клиник «МастерСлух» —наши специалисты помогут прояснить вопрос и развеять ваши страхи и сомнения.